Краснодарская краевая региональная организация
Общероссийского профессионального союза работников государственных
учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации

+7 (861) 255-40-76
350020, г. Краснодар, ул. Красная, д. 143
E-mail: kubanprofrgu@mail.ru

Обзор изменений законодательства 2014 выпуск 2

Обзор изменений законодательства выпуск 2 (январь-февраль 2014 г.).

1. Пленум Верховного Суда РФ разъяснил особенности трудовых прав женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних (постановление Пленума ВС РФ от 28 января 2014 г. №1 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних»).

1). Ведено понятие лиц с семейными обязанностями – «к лицам с семейными обязанностями может быть отнесен работник, имеющий обязанности по воспитанию и развитию ребенка в соответствии с семейным и иным законодательством (родитель, усыновитель, лицо, наделенное правами и обязанностями опекуна или попечителя); другой родственник ребенка, фактически осуществляющий уход за ним, в случаях, прямо предусмотренных законом; работник, имеющий обязанности в отношении других членов своей семьи, нуждающихся в установленных случаях в уходе или помощи».

2) Отмечено, что действие положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, устанавливающих особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями, распространяется:

— на государственных гражданских служащих — в части, не урегулированной ФЗ от 27.07.04 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» (ст. 73), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ о государственной гражданской службе;

— на муниципальных служащих — с особенностями, предусмотренными ФЗ от 02.03.07 г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ» (ст. 3), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ о муниципальной службе;

— на сотрудников государственных органов, служб и учреждений, в которых предусмотрена правоохранительная служба, — с особенностями, предусмотренными специальным законодательством, регулирующим прохождение правоохранительной службы.

3). Указано, что заявление о восстановлении нарушенных трудовых прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда в связи с нарушением прав в сфере труда может быть подано в суд:

— физическими и юридическими лицами,

— прокурором,

— в случаях, предусмотренных законом, органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, обращающимися за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц (профессиональные союзы, органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних и др.).

4). Отказ в заключении трудового договора с женщиной на выполнение работ с вредными и (или) опасными условиями труда не является дискриминационным, если работодателем не созданы безопасные условия труда, и это подтверждено результатами проведения специальной оценки условий труда в порядке, предусмотренном ФЗ от 28.12.13 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», а также заключением государственной экспертизы условий труда.

5). Правило об не установлении испытания при приеме на работу (ст. 70 ТК РФ) распространяется кроме беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до 1,5 лет, лиц, не достигших возраста 18 лет, также на лиц, воспитывающих детей в возрасте до 1,5 лет без матери.

Если таким работникам было установлено испытание, то расторжение трудового договора с ними по результатам испытания не допускается.

6). Для женщин, работающих в сельской местности, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установлена 36-часовая рабочая неделя, если меньшая продолжительность рабочей недели не установлена трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной рабочей неделе (ст. 320 ТК РФ).

Если работодатель не установил сокращенную продолжительность рабочего времени для указанной категории работников, выполняемая ими работа сверх установленной продолжительности рабочего времени подлежит оплате по правилам, предусмотренным для оплаты сверхурочной работы (ст. 152 ТК РФ).

7). Правила ст. 93 ТК РФ об установлении неполного рабочего дня (смены) или неполной рабочей недели для беременных женщин, одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет), лица, осуществляющему уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением, распространяется также и на других лиц, воспитывающих детей в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет) без матери.

Установление неполного рабочего времени осуществляется на основании заявления указанных лиц и является обязанностью работодателя.

8) Женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, работники, имеющие детей-инвалидов, а также работники, осуществляющие уход за больными членами своих семей в соответствии с медицинским заключением, матери и отцы, воспитывающие без супруга (супруги) детей в возрасте до пяти лет, а также опекуны детей указанного возраста могут направляться в служебные командировки, привлекаться к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни только с их письменного согласия и при условии, что такая работа не запрещена им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением.

Данное правило распространяется и на других лиц, воспитывающих детей в возрасте до пяти лет без матери.

Названные работники должны быть в письменной форме ознакомлены со своим правом отказаться от указанной работы.

Такой отказ не считается дисциплинарным проступком, в связи с чем эти работники не могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности.

9). Если работодателем отказано в предоставлении работнику дополнительных выходных дней (ст. 262, 319 ТК РФ), то использование работником таких дополнительных выходных дней не является дисциплинарным проступком.

10). Отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (ст. 256 ТК РФ) может быть предоставлен матери по ее письменному заявлению, отцу ребенка либо деду (бабушке), другому родственнику малолетнего ребенка, а также другому лицу, воспитывающему ребенка без матери.

Возможность предоставления такого отпуска не зависит от степени родства и совместного проживания указанного лица с родителями (родителем) ребенка.

При разрешении спора об отказе в предоставлении отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет отцу, деду (бабушке) либо другому лицу суду необходимо проверять, осуществляет ли данное лицо фактический уход за ребенком и не предоставлен ли этот отпуск матери ребенка.

11). Женщине, находящейся в отпуске по уходу за ребенком с сохранением права на получение пособия по обязательному социальному страхованию и при этом работающей на условиях неполного рабочего времени или на дому, ежегодный оплачиваемый отпуск не предоставляется, поскольку использование двух и более отпусков одновременно ТК РФ не предусматривает.

12). Учитывая, что увольнение беременной женщины по инициативе работодателя запрещается (ст. 261 ТК РФ), отсутствие у работодателя сведений о ее беременности не является основанием для отказа в удовлетворении иска о восстановлении на работе.

Беременная женщина, трудовой договор с которой расторгнут по инициативе работодателя, подлежит восстановлению на работе и в том случае, если к моменту рассмотрения в суде ее иска о восстановлении на работе беременность не сохранилась.

Гарантия, закрепленная ст. 261 ТК РФ, распространяется также и на лиц, в отношении которых предусмотрено специальное регулирование (женщины — руководители организации; спортсмены и тренеры; женщины, проходящие государственную гражданскую и муниципальную службу и др.)

2. Разъяснение Минтруда России в связи с введением специальной оценки условий труда

С 1 января 2014 года вступил в силу ФЗ от 28.12.13 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и ФЗ от 28.12.13 г. №421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда».

В соответствии с указанными законодательными актами в ТК РФ внесены изменения, которые упраздняют процедуру аттестации рабочих мест по условиям труда и вводят процедуру специальной оценки условий труда.

Предусмотрено, что специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой Минтруда России с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Указанная Методика проведения специальной оценки условий труда, утверждена приказом Минтруда России от 24.01.14 г. №33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» и находится на государственной регистрации в Минюсте России.

В этой связи требование отдельных должностных лиц органов государственного надзора к работодателям о незамедлительном проведении специальной оценки условий труда, либо аттестации рабочих мест необоснованны.

При этом результаты аттестации рабочих мест по условиям труда действительны в течение пяти лет с момента ее завершения, но не более чем до 31 декабря 2018 года, в связи с чем, могут быть использованы работодателями в целях, установленных ФЗ «О специальной оценке условий труда», за исключением освобождения от уплаты страховых взносов в ПФР по дополнительному тарифу.

3. Выбор варианта пенсионного обеспечения в 2014-2015 гг. (ФЗ от 04.12.2013 №351-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения»).

1.) Граждане, родившиеся в 1967 году и позже и зарегистрированные в системе обязательного пенсионного страхования, в 2014 и 2015 годах могут выбрать вариант пенсионного обеспечения (тарифа страхового взноса):

— оставить 6% страховых взносов на формирование накопительной пенсии;

— отказаться от дальнейшего формирования накопительной пенсии и направить все страховые взносы, которые уплачивает за работника работодатель, на формирование страховой пенсии.

При отказе от формирования накопительной пенсии страховые взносы в ПФР (в размере 16%) начиная с 2015 г. будут направляться на формирование страховой пенсии.

В 2014 г. все страховые взносы будут направляться на формирование страховой пенсии (т. е. тариф страховых взносов на накопительную пенсию будет составлять 0%).

Все ранее сформированные пенсионные накопления будут по-прежнему инвестироваться управляющей компаний или НПФ. Они будут выплачены в полном объеме с учетом инвестиционного дохода, когда гражданин получит право выйти на пенсию и обратится за ее назначением.

В отношении лиц, старше 1967 года рождения, все страховые взносы, уплачиваемые в ПФР (16 процентов), направляются на формирование страховой пенсии.

2.) Право выбора варианта пенсионного обеспечения в течение 2014 — 2015 гг. можно реализовать только один раз.

При этом, если лицо, начиная с 1 января 2014 года, впервые поступило на работу и ему впервые начисляются страховые взносы, то у него есть право в течение 5 лет с года первого начисления выбрать, на финансирование какой части пенсии направить 6%. До принятия такого решения 6% тарифа будут перечисляться на страховую пенсию.

3.) Выбор варианта пенсионного обеспечения осуществляется следующим образом.

Если ранее уже подавалось заявление о выборе управляющей компании (УК) или негосударственного пенсионного фонда (НПФ), то ничего делать не нужно. В этом случае по умолчанию с 2015 года на накопительную пенсию будет по-прежнему перечисляться 6%, а на страховую — 10% тарифа.

Если никогда ранее заявление о выборе УК или НПФ не подавалось, то такое заявление необходимо подать. В заявлении делается отметка «6%» для продолжения формирования пенсионных накоплений.

При этом, как и раньше, при переводе пенсионных накоплений в НПФ необходимо заключить с выбранным НПФ соответствующий договор об обязательном пенсионном страховании.

4). Начиная с 2014 года тарифа на формирование накопительной части пенсии в размере 2% не будет.

Тем лицам, кто ранее сделал выбор в пользу формирования накопительной пенсии в размере 2 % тарифа страховых взносов, в 2014 — 2015 годах необходимо сделать выбор еще раз и либо отказаться от формирования накопительной пенсии, либо продолжить ее формирование исходя из 6 % тарифа страховых взносов.

5). Прекращение формирования пенсионных накоплений.

Если ранее был сделан выбор УК или НПФ, то в 2014 — 2015 г.г. можно отказаться от дальнейшего формирования накопительной части пенсии, для чего необходимо подать соответствующее заявление. В этом случае уже сформированными пенсионными накоплениями будет управлять государственная управляющая компания — Внешэкономбанк.

Если ранее никогда не подавалось заявление о выборе УК или НПФ, то делать ничего не нужно. В этом случае с 1 января 2014 г. по умолчанию прекратится формирование пенсионных накоплений.

6). Выбор вариант пенсионного обеспечения – добровольное дело каждого.

При выборе тарифа необходимо в первую очередь помнить о том, что страховая пенсия гарантированно увеличивается государством за счет ежегодной индексации по уровню инфляции и с учетом роста доходов ПФР.

Средства же накопительной пенсии инвестирует на финансовом рынке НПФ или УК. Доходность пенсионных накоплений зависит от результатов их инвестирования, где могут быть и убытки. Накопительная пенсия государством не индексируется. В случае, если НПФ или УК получат убыток от инвестирования средств пенсионных накоплений, гарантируется к выплате только номинал, т.е. сумма уплаченных работодателями страховых взносов без какой-либо индексации.

7). Получение информации о формировании пенсионных накоплений.

Узнать, какой страховщик сегодня формирует пенсионные накопления, можно, получив выписку из индивидуального лицевого счета.

Получить такую выписку можно, обратившись в ПФР по месту жительства или работы.

Информацию о состоянии своего пенсионного счета и размере пенсионных накоплений можно получить через Единый портал государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru).

Также можно обратиться в банки-партнеры ПФР (ОАО «Сбербанк России», ОАО «Банк Уралсиб», ОАО «Газпромбанк», ОАО «Банк Москвы», ЗАО «Банк ВТБ 24»), заполнить заявление и получить извещение ПФР в печатном виде через операциониста и банкоматы или в электронном виде — через интернет-банкинг и терминалы.

8). Подача заявления о выборе страховщика.

Письменное заявление о выборе страховщика по обязательному пенсионному страхованию, как и раньше, можно подать как в территориальный орган ПФР, так и через любого трансферагента ПФР, то есть организацию, с которой у ПФР заключены соглашения о взаимном удостоверении подписей.

Заявление также можно подать по почте или с курьером, при этом установление личности и проверку подлинности подписи осуществляет нотариус.

В настоящее время ПФР реализует сервис подачи заявления в электронном виде через единый портал государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru.

 

4. Об исчислении налогов в отношении объектов недвижимого имущества, перешедших по наследству (Письмо ФНС РФ от 21.02.14 г. №БС-4-11/3179).

ФНС России даны разъяснения по вопросу исчисления земельного налога и налога на имущество физических лиц в отношении земельного участка, строения, помещения и сооружения, перешедших по наследству.

Ст. ст. 1113, 1114, 1152 ГК РФ предусмотрено, что наследство открывается со смертью гражданина. Днем открытия наследства является день смерти гражданина.

Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество.

Согласно ст. 388 Налогового Кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Налогоплательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица — собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения (ст. 1 Закона №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц»).

При поступлении от органа, уполномоченного совершать нотариальные действия, сведений о выдаче наследнику свидетельства о праве на наследство налоговый орган (при наличии сведений, достаточных для исчисления имущественных налогов) направляет лицу, вступившему в наследство, налоговое уведомление об уплате земельного налога и налога на имущество физических лиц.

При этом наследник должен уплатить указанные налоги с месяца открытия наследства.

5. Существенно увеличены штрафы за неиспользование земель сельскохозяйственного назначения (ФЗ от 03.02.14 г. №6-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Ранее за неиспользование сельскохозяйственных земель по назначению для граждан штраф составлял 2-5 тыс. руб., для должностных лиц — 4-6 тыс. руб., для организаций — 80-100 тыс. руб.

Теперь штраф исчисляется в процентном отношении от кадастровой стоимости участка, являющегося предметом административного правонарушения. Для граждан величина штрафа составляет 0,3-0,5% кадастровой стоимости, но не менее 3 тыс. руб.; для должностных лиц — 0,5-1,5% кадастровой стоимости, но не менее 50 тыс. руб.; для организаций — 2-10%, но не менее 200 тыс. руб. Максимальный размер штрафа ограничен 500 тыс. руб.

Данная мера призвана стимулировать собственников эффективно использовать земли сельскохозяйственного назначения и позволит вовлечь неиспользуемые участки в сельскохозяйственный оборот.

Рассмотрение дел об указанных нарушениях возложено на органы Россельхознадзора.

6. Объединение Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.

В Конституцию внесены изменения, внесенные Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 №2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации».

Данным законом была создана единая высшая судебная инстанция для судов общей юрисдикции и арбитражных судов — Верховный Суд РФ, при этом Высший Арбитражный Суд РФ был упразднен с передачей его функций заново создаваемому Верховному суду РФ.

Обновленный ВС РФ станет высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам. Он также будет надзирать за деятельностью судов и давать разъяснения по вопросам судебной практики.

Арбитражные суды (округов, апелляционные, регионов, специализированные) при этом сохранятся.

На реорганизацию отводится 6 месяцев. Ранее назначенные судьи ВАС РФ и ВС РФ продолжат исполнять свои полномочия до начала работы вновь образованного ВС РФ. Он будет состоять из 170 судей.

Поправки также уточнили статус Прокуратуры РФ.

Заместители Генерального прокурора РФ теперь будут назначаться на должность Советом Федерации по представлению Президента России, а не Генерального прокурора РФ.

Генеральный прокурор РФ также лишен полномочий назначать прокуроров субъектов РФ. В соответствии с поправками их будет назначать Президент России по представлению Генерального прокурора РФ, согласованному с субъектами РФ.

7. Институт народных заседателей окончательно упразднен

(ФКЗ от 03.02.14г. №1-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и признании утратившей силу статьи 41 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации»).

Из законов о судебной системе и военных судах РФ исключается понятие «народный заседатель».

Это обусловлено упразднением института народных заседателей (в гражданском судопроизводстве — с 1 февраля 2003 г., в уголовном — с 1 января 2004 г.). В рамках проведенной судебной реформы вместо указанного института был введен суд с участием присяжных заседателей.

САМОЕ ЧИТАЕМОЕ

НОВОСТИ "СОЛИДАРНОСТИ"

ВАЖНЫЕ ССЫЛКИ